Главный герой сериала «Менталист» Патрик Джейн идеально вписывается в когорту новых героев сериалов. Как и доктор Лайтман («Обмани меня»), Нил Кэффри («Белый воротничок») или Шон Спенсер («Ясновидец»), Джейн, блестяще сыгранный австралийским актером Саймоном Бейкером, представляет собой тип героя, который отвоевывает на телевизионном поле все новые и новые пространства.
Поведенческую модель для этого типа популяризировал Хью Лори в 2004 году. Его доктор Хаус, гениальный и в то же время циничный и язвительный врач, во многом определил, как должен выглядеть и вести себя современный герой сериалов. Лори, долгое время остававшийся на вторых ролях, моментально прославился и стал ролевой моделью целого поколения. «Доктор Хаус» доказал, что персонаж не обязательно должен быть положительным, чтобы завоевать любовь аудитории. Именно за ним последовали другие сериалы, пытающиеся по-новому раскрыть и углубить эту идею.
«Менталист» – прекрасный пример подобного осмысления. Патрик Джейн – персонаж, обладающий полным набором характеристик, свойственных герою нового времени. В первую очередь он гениален. Профессионал в своем деле, Джейн досконально знает техники психоанализа, гипноза и ясновидения. Поэтому он априори умнее своих коллег, что дает сценаристам сериала огромное пространство для маневров. Подобно своему изначальному прототипу Шерлоку Холмсу, главный герой «Менталиста» все знает наперед и вычисляет преступника с одного взгляда. Каждое расследование, таким образом, превращается для него в увлекательную игру, очередным испытанием способностей. Джейн предугадывает и меняет события, с легкостью манипулирует участниками действия – все ради собственного интереса.
Для Томаса Джейна действует основной закон новых сериалов – гений оправдывает все. Главный герой может пренебрегать нормами морали и права – если он добивается результата. Джейн с презрением относится к правилам детективного расследования, при этом стараясь тактично относиться к своим коллегами. В этом заключается еще одна важная черта подобных героев: под напускным цинизмом и бесконечным остроумием скрывается искреннее стремление изменить мир к лучшему – но своими способами.
Последствия подобного подхода неизбежны – персонаж оказывается заложником своей гениальности и неизбежно остается один. Томас Джейн – герой драматический; он борется не только с преступниками, но и с самим собой; современного зрителя привлекают сложные, противоречивые личности. Сериал при этом всегда превращается в театр одного актера; образ, который предлагает Саймон Бейкер, является фундаментом шоу; убери его – и развалится вся конструкция. «Менталист» – прежде всего история об одном человеке, мастере своего дела, за которым хочется наблюдать и которому хочется подражать. Что будет происходить с телевизионным героем дальше, в какую сторону он будет развиваться – решать зрителю.